Нет такого зрителя, который хоть раз не испытал на себе силу актерского обаяния. В театре его еще называют «заразительностью». Откуда она берется? Частью от природы, во многом – от мастерства. Такой артист - подарок для публики. Такова Ирина Баженова.

Завоевать внимание зрителей непросто. Ирина вспоминает, как студенткой училища им. Гнесиных ее вместе с сокурсницами пригласили петь на вернисаже. Выставлялось несколько художников, народу была уйма, и за лязганьем вилок и звоном бокалов пения никто не услышал. Было обидно до слез. Тогда Ирина сказала себе: «Хочу, чтобы меня приглашали не в качестве болонки, а как подарок».

- Я родилась в Пензе и с пяти лет уже решила стать актрисой. Вечно приставала к маме: «Неужели ты не хотела быть актрисой?». Та отвечала: «Поверь, есть женщины, которые этого не хотят». Я не верила и до сих пор думаю, что женщины, которые не выходят на сцену, играют в жизни. Мы в жизни отдыхаем, а они играют, и очень серьезные роли.

Окончив в 1996 году ГИТИС, она вскоре стала лауреатом премии «Золотой граммофон». В скупой двухстрочной биографии актрисы на сайте театра есть упоминании и о работе в Италии.

- Мы от Московской филармонии пели там по пиццериям. Время было тяжелое – конец 90-х, и деньги, что платили в Италии, были для нас колоссальной суммой. Пели на русском языке. Я выступала в концертном платье, кто-то - в народном костюме, с нами были балалаечники – словом, «а ля рюс». Я пела «Подмосковные вечера», «Вечерний звон», «Не уходи» и «Катюшу». Меня так и называли «Катьюша»: никто не мог запомнить, что я Ирина.

Вернувшись в Москву, она была принята в музыкальный театр «На Басманной».

- Мне сразу понравилась атмосфера, которую создал режиссер. Для меня важно, что наш художественный руководитель Жанна Тертерян – положительный человек.

Ирина Баженова занята во многих спектаклях театра «На Басманной».

- Мое амплуа – характерные героини. Они могут быть и лирическими, и комедийными. Но я не играю агрессивных женщин: мои героини все равно приобретут положительные черты. Их будут любить, за них будут переживать.

Действительно, консьержка Мадам Арно из «Фиалки Монмартра» - как бы ни старалась напустить на себя грозный вид, искренне хлопочет перед хозяином за нищих студентов. Или кокетливая Этель из ревю «Роз-Мари, любовь моя!». Ее хитрость оказывается наивностью, напористость оборачивается податливостью. К вдове коллежского асессора Кукушкиной в мюзикле В. Фридмана «Как жить замужем» по пьесе А. Островского «Доходное место» вряд ли можно испытывать теплые чувства: слишком она корыстна, желая выгодно пристроить своих дочерей! И все-таки в ней столько шарма, столько милой самовлюбленности, что невозможно, глядя на нее, не улыбаться. И, кажется, аура Ирины распространяется на всех участников спектакля.

- Мне везет: со мной на сцене люди, с которыми приятно работать. У меня правило – «не тянуть одеяло на себя». Если ты работаешь на партнера, вызываешь его на откровенность, то и сама раскрываешься. Это похоже на отношения людей в жизни. Это и есть живой театр.

В спектакле «Роз-Мари, любовь моя!» есть момент, который предвкушает знающая публика. А для пришедших впервые – это сюрприз, подарок. Певица в элегантном платье и туфлях на каблуках делает на сцене трюк - свое знаменитое «колесо»!

- Для меня колесо - не проблема, а удовольствие, кураж! Я с детства серьезно занималась фигурным катанием, гимнастикой – спортивной и художественной, любимыми снарядами были бревно и брусья. Шпагаты, растяжки, перевороты, кульбиты – все было легко.

- И сейчас легко?

- Сейчас, конечно, перед выступлением я разминаюсь. Заботы, усталость накапливаются с годами, и надо себе напоминать: спину держать, подбородок поднять, носочек тянуть, животик в себя!

Она не любит, когда жизнь идет слишком гладко. «Если очень спокойно, мне хочется все взорвать», - говорит Ирина. Потому, кроме работы в театре, она дает уроки сценического мастерства, речи, движения, вокала. И пишет книгу о театре «На Басманной».

- Что вы считаете своим высшим достижением?

- Мою дочь Тамару. Все остальные высоты я еще буду брать: и в ролях хочу достигнуть большего, и в исполнительстве, и в социальном статусе.

Иногда Ирину приглашают на телевидение, бывают сольные концерты. Но сейчас для того, чтобы стать популярной, надо каждый день где-то звучать, чтобы твой голос был в каждом доме. А еще надо быть готовой к успеху.

- Порой хочется одеться проще, а потом спохватываюсь: вдруг кто-нибудь встретится, придется вечером выступать! И одеваюсь красиво, привожу себя в порядок. Я всегда готова выйти на сцену.

- И всегда готовы завязать новое интересное знакомство?

- Да. Кстати, у меня очень разнообразный круг знакомых. Например, меня знают все дворники в радиусе шести кварталов от дома. Потому что я часто гуляю с кроликом Лизочкой. А полное ее имя - Мона Лиза.

Ирина смеется. И ее смех дарит радость и дворникам, и публике, и любому собеседнику. Она действительно – подарок.

Наталия Кильпе