Бенефис Ирины Баженовой
Театр на Басманной в 2013 году провёл бенефис, посвящённый Ирине Баженовой. Об этом писали во многих газетах

Бенефис как форма привлечения внимания в спектакле к тому или иному исполнителю сегодня практически не востребован. И как ни вспоминай, ничего, кроме многочисленных «спектаклей в честь» или «творческих вечеров кого-то", вспомнить не удается. Эти виды театральных посвящений, безусловно, замечательны и прекрасны, но все же они несколько иные по своей сути. Прелесть бенефиса как раз в том и заключается, что рядовой репертуарный спектакль с одним из его участников - бенефициантом - вдруг начинает жить какой-то новой, неведанной доселе жизнью, а степень «электризации» творческой атмосферы в зрительном зале и на сцене всегда достигает, как правило, существенно более высокого порядка. И бенефис Ирины Баженовой, солистки о театра «На Басманной“ на сцене Театрального зала Дома музыки, стал красноречивым тому подтверждением.

Как ни странно, в связи с этим мне вдруг вспомнился прекрасный фильм Александра Белинского под названием «Провинциальный бенефис» (1993), созданный по мотивам произведений Александра Островского. За основу его вольно интерпретированного сюжета была взята пьеса «Без вины виноватые», а главную героиню Кручинину — на этот раз не драматическую актрису, а оперную певицу — в нем сыграла Галина Вишневская в бенефисе, о котором пойдет речь на сей раз, мы снова встретились с героями вечно молодого и актуального Островского, но уже не в опере и не в драме, а в мюзикле В. Фридмана "Как жить замужем», основой либретто которого послужила пьеса «Доходное Место». За всю историю театра «На Басманной» бенефис Ирины Баженовой — первое мероприятие подобного рода, и поэтому ожидалось оно с огромным интересом. И все же, перебирая в праздника яркие и запоминающиеся образы, певицей в этом театре, я невольно стал задавать себе вопросы почему бенефисной ролью певицы стала Кукушкина Мадам Арно из кальмановскои «Фиалки Монмартра» или Этель из ревю—фантазии «Роз—Мари, любовь моя» для бенефисных целей подошли бы куда лучше. Но театр есть театр, и выстраивание его репертуарной политики по отношению к живому и противоречивому организму труппы всегда предстает задачей со многими неизвестными: на то он и театр, чтобы быть непредсказуемым и задавать вопросы. Стилистически изящная постановка Жанны Тертерян необычайно динамична и поразительно созвучна стремительным ритмам нашего времени, а остросоциальный аспект комедийного мюзикла, кажется, накален до предела. Являясь бессменной исполнительницей партии Кукушкиной, Ирина Баженова вносит в спектакль свою особую творческую лепту: в галерее ее актерских воплощений эта роль — одна из несомненных вершин.

Музыкальный пласт образа не столь значителен, как того хотелось бы, чтобы представить бенефициантку в полном объеме ее вокального дарования, однако эта роль в исполнении певицы притягивает словно мощный магнит, становится одной из важных сюжетообразующих спектакля. Роль Кукушкиной эксцентрична, сочна и благодатна с точки зрения возможностей ее сценического воплощения. При этом трактовке Ирины Баженовой абсолютно чужды популистские заигрывания с публикой, а созданный ею образ оказывается на редкость органичным и естественным, ее игра пленяет искренностью, очаровывает женственностью и утонченным шармом. Говорят, первый блин — всегда комом, но к первому бенефису в театре «На Басманной» это не имеет никакого отношения. Он, несомненно, удался. И хочется думать, что это начинание одинаково важное как для артистов, так и для публики, обязательно будет продолжено.

Игорь Корябин