Всякому искусствоведу – бывает тяжело приблизить свой взгляд к объективности, постоянно мучаешься сомнениями, «нельзя доверять никому, особенно себе». Ну, напишешь: «вот нравится мне такая-то актриса», а у кого-то может быть другое мнение, и поди, поспорь. Поэтому лучший критерий истины – независимый, сторонний взгляд. А лучше два. Если идёшь за кулисы, чтобы познакомиться с одной исполнительницей, а сопровождающая на спектакле девушка пинает локтем в бок и шипит: «да вот же, вот актриса, не туда повернулся», то это явный знак качества. И ладно бы одна девушка, или на одном и том же спектакле, а вот когда они разные (как спектакли, так и девушки), а реакция – одна и та же, то объективная характеристика «кто тут звезда»: может быть установлена достоверно. Главное, чтобы театр был один и тот же. Поэтому невозможно придти в «Театр на Басманной» под руководством Жанны Тертерян, и не попытаться побеседовать с солисткой этого коллектива, Ириной Баженовой. Её обаяние – невозможно пропустить мимо, нельзя не заметить весёлых искрящихся глаз.
И, в принципе, привыкнув к тому, что актёры, которые должны отображать чужие переживания, иметь поменьше своих, и зачастую оказываются поверхностными людьми, удивление вызвала даже самая первая фраза Ирины: «Вы знаете, а я вот книгу пишу. О театре, как сторонний взгляд на закулисный процесс, социологическое исследование с определённым взглядом. Не буду говорить, как называется, чтобы не сглазить». Замечательное начало, ведь не пишутся просто воспоминания, на склоне лет, а параллельно, и в разгаре творческой карьеры. Оказалось, что актриса, постоянно и с блестящим результатом исполняющая арии, и с великолепными драматическими данными: ещё и прекрасный интервьюер. И в этом она – может заткнуть за пояс множество журналистов, как бы подтверждая тезис, что «талантливый человек талантлив во всём».
Оказывается, не только зрители любуются исполнителями, но и актриса наблюдает за аудиторией: «Оперетта - это ведь как самый смешанный жанр, не только со стороны сценического мастерства. Публика она ведь тоже в иерархию всегда выстраивались, в оперу – обычно чопорные аристократы ходили, а в оперетту – уже интеллигенция, разночинцы, студенты. Ну, и в драму – те, у кого слуха нет». «Артист один – он в поле не воин, на него должна индустрия работать. Когда он выходит на сцену, он должен работать в связке, от обучения до и осветителя, от аплодисментов, до журналиста. Надо работать на имя, как спортсмену. Когда придёт время прыгать на рекорд, то может – повезёт, а может – нет, но без длительной подготовки, тренеров, тренеров, массажистов и кроссовок – ничего не получится». Или вот наблюдение за актрисами: «Они ведь часто из образа не выходят. Как сыграют в одной роли лет десять назад, так и живут в ней, какими-то своими интерпретациями».
Наблюдательной и обаятельной актрисе такая стереотипность не грозит. Ведь несмотря на плотный график спектаклей, репетиций, гастролей, находится у неё время и на сольную деятельность, ведь строгие репертуарные рамки – не могут вместить все таланты актрисы. Помимо выступлений на сцене Театра: актриса успевает проводить и отдельные выступления. «Что поём? Лирические песни, романсы, на два голоса, как советские, так и написанные специально для меня, как свои, так и в соавторстве. Приходите, будет интересно». Верю, приду, если увижу объявление. Конечно, не по радио и телевидению, для этого нужен другой уровень культуры продюсеров и совсем другие материальные возможности. «Ну что вы, какая эстрада? Туда людям ход закрыт, там поют финансы, а не романсы. Мы в своей, отдельной нише». Мы уже два альбома сделали, третий буду записывать в другом ключе, более жизнеутверждающем, наверное, чтобы люди понимали, что надо жить, и что жизнь это – здорово».
«А кто оформляет диски?» - «Да, я немного рисую. Когда-нибудь покажу. А если исполнятся ближайшие творческие планы, то может, и выставку организую, позову знакомых, чтобы все говорили какая я замечательная. Вы не знаете, а вот Баженов, художник из Владимира, царствие ему небесное, он мой родственник, я же видела, как они рисуют: встанут, и чтобы никто не мешал, и творят, не завтракая, ни с кем не разговаривая, пока не упадут. Поэтому нельзя отвлекаться, должна быть атмосфера. Поэтому полгода уже, конечно, кисть не брала, но всегда какие-то наброски делаю. У меня и дочка рисует, сейчас конечно чаще каракули, но иногда и что-то интересное. Не выбрасываю, пускай, когда вырастет, сама посмотрит. Баженова, это же в переводе – желанное дитя».
Заметно, что актрисе – интересно всё. «Джаз? Ну да, интересно было бы попробовать, но это же совсем другая атмосфера, его невозможно представить без соответствующего антуража. Нельзя вот так, не настраиваясь, в другой обстановке, создать образ салуна, лошадей, ковбоев, запаха сигар и дикого-дикого Запада. Его можно, конечно, спеть облегчённо, но даже сегодняшний контекст восприятия немного померк». А как дело обстоит с искусством не плёнке? «Да, снималась в кино, в одной роли. В фестивальном, неформатном фильме, который вряд-ли выйдет на широкий экран, не для массового зрителя сделано, и я там – в непривычном антураже». При этом актриса – переживает за любое дело, за которое берётся: «Вам, мужикам, всё-таки проще. Вы не так переживаете, как-то отчуждены от процесса. А я вот даже страничку в социальной сети себе завести не могу, вдруг начнут гадости писать?». Да, в интернете, конечно, много любителей навредить, и действительно, мужчины к этому – умеют легче относиться. Но это «пропускание всего через себя», вкупе с наблюдательностью – делают героинь, исполняемых Ириной Баженовой, ещё трогательнее, чем они являются по сюжету. И именно из-за этого живой непосредственности – хочется снова занять место поближе к сцене, на которой выступает такая великолепная актриса.