Забытое слово «бенефис» ассоциируется в нашем сознании с чем-то ярким, праздничным, великолепным, что посвящено исключительно одной персоне, вокруг которой всё и вертится.
А она, персона эта, находится в приподнятом настроении, когда потрясающая уверенность в себе мгновенно передаётся другим. На сцене Международного дома музыки недавно состоялся такой праздник - первый бенефис московского музыкального театра «На Басманной» п/р Жанны Тертерян. Он был отдан одной из ведущих солисток, лауреату конкурса «Золотой граммофон» Ирине Баженовой.
Ирина Баженова в роли вдовы: «Мужей точите...»
Подобные этому зрелища проводились в царское время до 1908 г., когда в императорских театрах их почему-то решили отменить. Но провинция продолжала заманивать ими хороших артистов в труппу аж до 1925-го, пока не прошёл V съезд работников искусств, навсегда запретивший советским артистам мечтать хоть о каком-то «барыше» от своей профессии. (Ведь «бенефис» переводится на русский язык как «барыш» или «польза», и когда-то бенефициант, как правило, сам выбирал кассовую пьесу и почти всегда получал весь сбор от выступления.) В наши капиталистические времена такие зрелища стали проводиться исключительно как признание особых заслуг артиста.
Ирина Баженова, прослужив в московском музыкальном театре «На Басманной» 12 лет, сыграла в большинстве спектаклей его репертуара. «Ирина сумела сделать себя за годы сценической жизни, - говорит об актрисе основательница и художественный руководитель московского музыкального театра «На Басманной» заслуженная артистка России Жанна Тертерян. - И всегда находится в поиске!»
В оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», визитной карточке театра, актриса исполняет роль мадам Арно. Каждый её выход - праздник для публики. Уже в первом появлении в мансарде, которую снимают главные герои, Баженова выстраивает целый ряд виртуозных сцен, исходя из перемен в настроении своего персонажа: ворчит по поводу беспорядка, требует с жильцов деньги, которые те задолжали, стараясь говорить с ними строго и даже грозно. Но это получается с трудом: слишком добрый у её героини характер.
В рок-опере Андрея и Ольги Петровых «Капитанская дочка» по Пушкину Ирина сыграла роль простой русской женщины Василисы Егоровны, жены капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости, захваченной бунтовщиками. Когда она муштрует солдат и дворовых девушек, принимает гостей в своём скромном доме, наказывает провинившихся - во всём этом чувствуется её безраздельная преданность мужу и делу, которому тот служит, не щадя живота своего. И она вместе с ним, не задумываясь и ни на что не жалуясь, отдаёт себя и этому делу, и тем святыням, на которых оно зиждется. Её прощание с мужем после падения Белогорской крепости, буквально перед смертью, её отчаянный горестный крик надолго остаются в нашей памяти.
В вечер бенефиса Ирина Баженова сыграла в мюзикле В. Фридмана «Как жить замужем» по пьесе А. Островского «Доходное место» острохарактерную роль Фелисаты Герасимовны Кукушкиной, вдовы коллежского асессора и матери двух дочерей, которых надо спешно выдать замуж, да и свою жизнь тоже устроить. Чего она только не делает: и с начальником флиртует, и дочерей выставляет в лучшем, как ей кажется, свете, и женихов к предложению подталкивает - все средства пущены в ход на осуществление цели. То она жёсткая и неотвратимая, то медоточивая и соблазнительная... А азарт и энергия, с которыми её героиня отчебучивает вместе с молодыми на свадьбе русский народный танец, а через мгновение, как пушинка, взлетает на плечи к своему партнёру во время рок-н-ролла, превосходят все ожидания публики. И уже забываешь, что это та же самая Фелисата Герасимовна, которая, не давая покоя, внушала дочерям: «Мужей поминутно точите, чтоб денег добывали». Как будто в ней легко уживаются две женщины: одна бесконечно любящая, готовая на жертвы ради тех, кто ей дорог, и другая - властная и непримиримая, способная сделать несчастными близких ей людей. В этой глубине и многообразии натуры представленного публике персонажа открывается несомненный талант актрисы Ирины Баженовой. И зритель, неважно, живущий в Москве или приехавший откуда-то, всегда это чувствует, как и в вечер бенефиса, превращая свои восторги в горячие аплодисменты, крики «браво!» и корзины цветов.
Автор: Наталья Савватеева
Газета СтоЛичность